САЙТ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Пятница, 29.03.2024, 12:47

Приветствую Вас Гость
| RSS
Главная | Метод проектов | Регистрация | Вход
Меню сайта


Наш опрос
Выберите вариант ответа
Всего ответов: 119

Друзья сайта
  • Министерство образования калининградской области
  • Калининградский областной институт развития образования
  • Школьный портал Калининградской области
  • Официальный сайт МОУ СОШ №1 г. Гусева
  • Гусев онлайн

  • МЕТОД  ПРОЕКТОВ

    Применение метода проектов при изучении информатики

    На протяжении последних лет моя личная методическая тема самообразования звучит следующим образом: «Метод проектов, как технология формирования ключевых компетенций учащихся при изучении информатики и информационно-коммуникационных технологий».

    Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и многое другое.

    Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков, поэтому периодически на уроках я использую метод создания творческих проектов.

    Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.

    Российская Педагогическая Энциклопедия дает такое определение проекта: "Учебный проект - это совместное "учитель-ученик” продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе и конечная оценка результата и деятельности (рефлексия)”.

    Особенно интенсивно мысль начинает работать, когда собственная жизнь и нужда, интерес требуют разрешения данного вопроса и побуждают искать решение.

    Действительно, при создании проекта ученики сталкиваются с проблемными ситуациями, явно или смутно осознаваемыми. Во время работы над проектом, в подборе материала активно используется наблюдение, выдвигаются гипотезы, идет экспериментальная их проверка, разрешается интерес, проблемность ситуации.

    Результаты выполненных проектов должны получаться "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

                    Готовый проект защищается на конференциях или зачетных уроках.

    Актуальность данной технологии особенно возрастает в современной школе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях,  их метапредметный характер.

    Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий, среди них значительное место занимает компетенция поиска информации с использованием глобальной Сети.

    Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы:

    v      исследование сайтов по интересующей тематике;

    v      изучение текстового материала и поисковых инструментов online;

    v      сохранение выбранных файлов.

    Обучение с помощью ресурсов Сети неизбежно приводит к выходу за рамки урока и предмета.

     Особенности образовательного процесса:

    ·         интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;

    ·          интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;

    ·          индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;

    ·         образовательный процесс  строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;

    ·          индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

    ·          осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

    ·         необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.

    Целевые ориентации

    Создание условий, при которых учащиеся:

    ·         самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    ·         учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    ·         приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

    ·         развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)

     

    По формам организации:

    ü     индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);

    ü      групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.

    По срокам выполнения:

    ü       краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме (2-6 часов);

    ü       среднесрочные – носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);

    ü       долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).

    По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:

    ü       практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);

    ü       педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.


    Представленный урок посвящен победе русского народа над фашизмом. 65 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива. Потому что до сих пор ещё не залечены её раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу.

    Когда говорят о патриотическом воспитании, то часто употребляются такие словосочетания: "военно-патриотическое воспитание”, "героико-патриотическое воспитание”.

    А почему не "семейно-патриотическое”? Не "эколого-патриотическое”?

    Слово "патриотизм” не нуждается в подобных добавлениях. "Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу”. Если учесть многогранность, емкость слов "отечество”, "родина”, "народ”, то получается, что все, что окружает человека с младых лет и до последнего его жизненного часа – все это его Отечество, его Родина, его народ. И еще хотелось бы обратить внимание на слово "воспитание”. Научная педагогика трактует "воспитание” как процесс "систематического воздействия, формирования характера, каких-либо качеств”.

    В своем уроке-проекте  я попыталась объединить патриотическое воспитание  средствами современных информационных технологий.

     

    Долгосрочный проект по теме: «ДОРОГИ СЛАВЫ» выглядит на последнем этапе как монтаж в единое целое выполненных индивидуальных работ пар учащихся и демонстрация полученного фильма.

    Представлю подробнее  все этапы:

    1-2               уроки (16 апреля 2010 г)

    Этап первый - уточняю информацию, обсуждаем задание, принимаем общее решение по теме, формируются творческие группы (пары).

    Этап второй - планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, разработка заданий для творческих групп (подобрать материал из энциклопедий, словарей, учебников), отбор литературы.

    Здесь осуществляется первое знакомство с программой Windows Movie Maker. Изучение ее основных функций и возможностей. Создается пилотный проект на основе заготовленных фотографий на произвольную тему. Отрабатываются навыки создания слайд-фильма.

     Домашнее задание: создать слайд-фильм по личным фотографиям.

     

    3-4               уроки (23 апреля 2010 г.)

    Третий этап - принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. Я консультирую, координирую работу учащихся, стимулирую их деятельность.

    Четвертый этап - выполнение проекта. Работа учащихся  над проектом. Осуществляется поиск информации в сети интернет. Идет накопление текстового материала, фотографий по теме. Подбор музыки для оформления своей части фильма. Посещается библиотека, делается сканирование нужных фотографий.

    Консультирую, координирую работу учащихся, стимулирую их деятельность

    Здесь осуществляется накопление информационного материала и сопоставление его с суммой собственных знаний, полученных на уроках истории, обществознания, литературы. Происходит осмысление информации, фильтрация, первичная работа с текстом и музыкой.

    Домашнее задание: работа над текстом, дикцией.

    До следующего урока 30 апреля эта работа продолжается в индивидуальном порядке. Проводятся беседы с определенными учителями (Белова Л. П. (историк), Горская С.С. (учитель русского языка и литературы), Колесник А. В. (историк), Гамидова Л. М. (зам по ВР), Карпова Ю. А. (историк), Федураева Н.П. (зав. библиотекой)) и работниками музея (Фесенко А, Малов А.). Производится съемка недостающих фотографий. Просматривается школьный архив фотографий.

    5-6               уроки (30 апреля 2010 г)

    Четвертый этап - выполнение проекта. Работа учащихся  над проектом.

    Работа над текстом, над дикцией. Запись аудио фрагментов. Накладка аудио файлов на музыку. Уточнение деталей.

    Консультирую, координирую работу учащихся, стимулирую их деятельность.

    7-8               уроки  (5 мая 2010 г.)

    Этап пятый - оценка результатов – оценка выполнения проекта:

    поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин, недостатков. Обсуждают полученные результаты, исправляют недочеты, формулируют выводы.

    Монтаж по группам своего фрагмента фильма. Сборка частей в единое целое.

    Наблюдаю  за деятельностью учащихся, принимаю участие в обсуждении.

    Шестой этап - презентация – защита проекта. Докладывают  о результатах совместной работы.  Демонстрация готового фильма. Рефлексия.

    Список литературы:

    1. Полат Е.С., Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы. // Методическое пособие. М, 1993;
    2. Российская Педагогическая Энциклопедия, в 2-х т. // M., Изд-во Бол. Рос. Энц., 1993 – т.1. – с. 567;
    3. Риверс С.М. Метод целевых заданий и Дальтон план в школе 1 ступени. // М.-Раб. Просвет, 1928.

    Форма входа

    Поиск

    Календарь
    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Случайное фото

    Федеральный портал "Российское образование"Министерство образования и науки Российской ФедерацииЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсовЕдиное окно доступа к образовательным ресурсамФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    Министерство образования Калининградской областиШкольный порталКОИРОАдминистрация Гусевсоко муниципального равйонаОфициальный сайт МОУ СОШ № 1 им. С,И.Гусева
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz