САЙТ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Пятница, 26.04.2024, 00:01

Приветствую Вас Гость
| RSS
Главная | Самоанализ | Регистрация | Вход
Меню сайта


Наш опрос
Нравится ли Вам работать в операционной системе Linux Ubuntu 10.10?
Всего ответов: 85

Друзья сайта
  • Министерство образования калининградской области
  • Калининградский областной институт развития образования
  • Школьный портал Калининградской области
  • Официальный сайт МОУ СОШ №1 г. Гусева
  • Гусев онлайн

  • САМОАНАЛИЗ

      Анализ

     педагогической деятельности

    Железновой Маргариты Радомировны

     

    Я осуществляю педагогическую деятельность после окончания Калининградского госуниверситета по специальности «физика» с 1985 года.

    С момента введения учебного предмета «Информатика» в 1986 году параллельно преподаю и информатику. В связи с открытием в Гусевском сельскохозяйственном техникуме нового отделения - правоведение, в течение 1997-1998 учебного  года преподавала логику студентам этого отделения.

    Знаю стратегию развития образования в России, регионе и своём образовательном учреждении. В своей деятельности руководствуюсь действующим законодательством  РФ, опираясь на современные достижения педагогической науки и практики.

    В своей педагогической деятельности использую технологию развития творческих способностей И.П.Волкова, технологию кейс-стади, игровые технологии Журавлёва А.Г. и А.А. Гина, педагогику сотрудничества, проблемное обучение и метод проектов.

    Общеизвестно, что отсутствие интереса к изучению того или иного предмета является одной их важнейших причин низких результатов обучения учащихся. Как можно изменить ситуацию к лучшему? Как вызвать заинтересованность у детей в изучении отдельных тем и всего предмета?

    Среди путей решения этой проблемы я выделяю использование на уроках игровых технологий, применение уровневой дифференциации, межпредметные домашние  задания, чёткая постановка задачи для каждого ученика, создание ситуации успеха.

    Деятельность учителя заключается в постановке цели перед учащимся, обеспечении ее достижения в ходе обучения, опираясь на методическую поддержку: требования к содержанию обучения и выделенные типы учебных задач, комплект заданий, тематическое и поурочное планирование, план действий учителя.

    Способы взаимодействия педагога и ученика:

    а) общедидактические методы обучения объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, лекция;

    б) организационные формы обучения урок, практические занятия, организация работы дома, зачет, консультации;

    в) общие формы организации обучения фронтальная, индивидуальная, групповая, дифференцированная.

    Контроль знаний и педагогическая диагностика завершающий элемент структуры процесса обучения. Они позволяют вносить коррективы в учебный процесс, изменять формы обучения, вводить новые методы, подтягивать отстающих. Как средства проверки применяю следующие проверочные задания: упражнения и интерактивные тесты на компьютере, двоичные диктанты, фронтальные опросы, тесты-задания с выбором ответов, задания с развёрнутым ответом, практические работы, самостоятельные работы и др. Особое внимание уделяю содержанию заданий, формулировке вопросов в них, форме предъявления заданий. Учащимся должны даваться четкие, краткие и нацеливающие на главное формулировки заданий и устных вопросов.

    Из психолого-педагогической литературы известно, что:

    1) забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первый день, в первые часы и даже минуты), затем оно замедляется;

    2) повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде;

    3) рассредоточенное по времени повторение эффективнее, чем концентрированное.

    С помощью проверки перед изучением нового материала выявляю знания и умения, которые должны были стать опорными для его полного понимания и усвоения. При объяснении нового материала проверка является «обратной связью» между учениками и учителем, играет важную обучающую роль. Для концентрации внимания учеников на основных вопросах, выделения ими главного в изучаемом материале задаю им нацеливающие вопросы.

    При повторении и закреплении знаний, умений и навыков проверка играет не только выявляющую, контролирующую роль, но и служит для уточнения и расширения знаний. Практические и самостоятельные работы, зачеты становятся видом отчетности школьников о своих учебных успехах. Основные виды деятельности учащихся при текущем опросе следующие: составление алгоритмов и программ, выполнение упражнений и практических работ.

    К разработанным урокам необходимо подготовить (или подобрать) демонстрационные и дидактические электронные материалы.

    Подготовка к новому занятию занимает от 2 до 3 часов, если при этом приходится осваивать программное обеспечение, то подготовка длится значительно дольше.

    Благодаря использованию инновационных средств обучения (мультимедийные компьютеры, мультимедийный проектор) появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный и теоретический материалы, вынесенные в презентацию, можно использовать неоднократно (в отличие от наглядности на бумажных носителях), да и дорабатывать после проведенного урока, учитывая опыт проведенного занятия. Немаловажен эстетический аспект такого оформления урока.

    Информатика и информационные технологии (ИТ) являются по сути своей базисной инновацией с большим инновационным потенциалом и степенью новизны. И поэтому процесс ее использования является инновационным процессом по постоянному нововведению. Именно поэтому содержание учебной дисциплины «Информатики» находится в динамике. В связи с этим учителю информатики как основополагающей фигуре процесса информатизации необходимо относится к поддержанию своего профессионального уровня как инновационному проектированию. 

    Поэтому ещё один аспект моей работы – это постоянное повышение квалификации, обучение инновационной деятельности, то есть деятельности по реализации в общественную практику инноваций. В этом мне помогает специализированное издание «Информатика и образование», приложение «Информатика в школе» к газете «1 сентября», а также различная техническая и учебная литература по моему предмету. Немало нового и интересного из опыта работы коллег узнаю, посещая образовательные сайты сети Интернет, участвуя в проекте «Обучение для будущего», посещая курсы повышения квалификации:

    ü      «Интернет- технологии для учителя – предметника» - 80 часов, Федерация Интернет Образования, 2004 г.;

    ü      «Активные формы обучения учащихся» - 48 часов, EDIT Network, Гусев, 2004 г.;

    ü      «Создание компьютерной базы данных и использование её в работе администратора образовательного учреждения»  - 36 часов, Центр информатизации и технического творчества, 2006 г.;

    ü      «Самосовершенствование профессиональной компетентности педагогов» - 40 часов, Черняховский педагогический колледж, 2006 г.;

    ü      «Электротехнический техминимум до 1000В» - 36 часов, Гусев, 2006 г.

    ü      Intel R «Обучение для будущего» - Intel Corporation, 2007 г.

                

                 Работаю над темой самообразования «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся при изучении информатики и информационных технологий».

                 Компетентностный подход усиливает практико - ориентированность образования, подчёркивает роль опыта, умения на практике реализовать свои знания. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека.

                 На практике формирование информационно-коммуникационной компетентности реализую посредством проектной деятельности.

    Полагаю, что проектная деятельность является одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов. Метод проектов, как ни какая другая методика, повышает качество обученности по информатике, формирует межпредметныe связи, повышает эффективность процесса обучения, влияет на познавательное и личностное развитие ученика.

    Проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

    Стараюсь вовлечь как можно больше учащихся в работу над проектом:

    ·         это и небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами (творческая работа по теме «Архитектура компьютера», 9 класс: нарисуйте схему внутреннего устройства компьютера на основании сравнения человека и компьютера; творческая работа по теме «Информация», 8 класс: придумайте новое устройство для работы с информацией);

    ·          организация тематических проектов для класса, параллели (для разновозрастной группы 8-11 классов предлагалось изучить историю логики как науки и создать презентации, буклеты и листовки по этой теме, для параллели 9-х классов предлагался проект по краеведению «Твой звёздный час собор настал»). Результаты опросов, тестирований обработать средствами электронных таблиц Excel. Такой проект способствует' повышению знаний учащихся в области информационных технологий, самореализации учащихся в области создания информационных ресурсов и программ);

    ·         создание проектов в качестве экзаменационной работы (учащимся выпускных классов предлагается создать школьный сайт или базу данных. Тематика проектных работ оговорена заранее). Защищая работу, выпускники должны осветить основные моменты по созданию сайта или базы данных средствами Power Point.

     

    За время работы в школе познакомилась с различными типами компьютерной техники, работала с наиболее распространёнными операционными системами и видами программного обеспечения для них. Всё это очень помогает в работе, поскольку позволяет свободно ориентироваться в выборе и адаптации для процесса обучения программных средств, необходимых для реализации государственных стандартов по информатике и информационным технологиям, разрабатывать и вести элективные курсы, кружки для учащихся.

    Разработала ряд элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Мастер презентаций»; «Издательское дело»; «Такая разная информатика»; «Карьера. Программирование будущего»; «Системы счисления». В 2006 году принимала активное участие в организации сетевого взаимодействия среди школ «Гусевского городского округа». Элективный курс «Издательское дело в  среде текстового процессора Word» посещали 10 учащихся 9-х классов из МОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 5 и Фурмановской СОШ, всем ученикам выданы сертификаты, образцы которых дети придумали самостоятельно.

    Активно участвуя в информатизации школы, внедрении информационных технологий в образовательный процесс. Летом 2007года предложила использовать информационные технологии во время каникул в учебном и воспитательном процессе. С этой целью разработала программу профильного компьютерного отряда «НОРТЛАНДИЯ». Уникальность программы в том, что с помощью данного отряда значительно расширяется образовательное пространство школы. В процессе отдыха подростки получают навыки сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, профессиональной и досуговой деятельности.

    Успех летней смены показал правильность выбранного направления работы, так как ученики 5-7 классов, приобретя первоначальные навыки и подружившись летом, не захотели расставаться с отрядом, и посещают одноименный кружок, как в учебное время так и на осенних каникулах. В результате получился слаженный разновозрастный коллектив, желающий принимать участие в любых начинаниях, где требуется обработка информации с помощью компьютера.                                                                                          

    Всё ещё остро стоит проблема с учебниками по информатике. Нет учебников, которые бы полно охватывали весь учебный материал. У разных авторов возникают перекосы либо в сторону программирования, либо в аппаратную часть, либо в технологии Windows.

    До определенного момента школа придерживалась выжидательной тактики и не заказывала учебники. Познакомившись с  учебниками разных авторов, я в основном использую в своей работе учебное издание коллектива авторов, возглавляемого И. Семакиным.  Плюсом этого учебного издания является то, что у него есть задачник-практикум в двух томах и методика преподавания базового курса информатики. Этот учебник содержит все изучаемые разделы информатики на современном уровне, но раздел программирования дается на языке Pascal. А так как в школах района преподается, в основном, язык Quick Basic, то при изучении программирования в общеобразовательных классах пользуюсь учебниками Л. Шауцуковой , В.Ф. Ляховича и А. ГЕЙНА (раздел символьные переменные). Для изучения таких тем как Системы счисления, История вычислительной техники использую  компьютерный практикум Н. Угриновича на CD-ROM.

     При изучении некоторых тем (например, Word и Ехсе1) неоспоримым является преимущество электронных учебных пособий. Электронные учебники обеспечивают дифференцированный подход к обучению, время урока используется эффективнее и не расходуется на дисциплинарные замечания, отвлекающие от занятия весь класс. Ученик изучает материалы, использует компьютер и электронный учебник, при этом в усвоении материала задействованы слух, зрение, моторика.

    Провожу планомерную работу по совершенствованию кабинета информатики. Свою задачу как учителя информатики я вижу в том, чтобы сделать кабинет информатики и носителем теоретических знаний по информатизации, и обладателем необходимых технических средств, и местом распространения таких знаний. С этой целью систематически проводятся консультации с учителями и учащимися школы по интересующим их вопросам, имеется план работы кабинета. Кабинет требует постоянного дооснащения оборудованием и программным обеспечением,  мною разработан перспективный план оборудования кабинета. Запланирована работа по созданию каталога всего имеющегося программного обеспечения и созданию его копий на магнитных носителях.

    Результативность своей работы вижу в том, что подавляющее большинство учащихся достигают обязательных результатов обучения, не испытывают затруднений при изучении информатики, получая среднее и высшее образование. Учащиеся занимают призовые места в районных, областных и региональных конкурсах и проектах.

    Форма входа

    Поиск

    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Случайное фото

    Федеральный портал "Российское образование"Министерство образования и науки Российской ФедерацииЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсовЕдиное окно доступа к образовательным ресурсамФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    Министерство образования Калининградской областиШкольный порталКОИРОАдминистрация Гусевсоко муниципального равйонаОфициальный сайт МОУ СОШ № 1 им. С,И.Гусева
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz