КЕЙС -СТАДИ Технология "КЕЙС-СТАДИ"
Традиционно в
процессе обучения школьники накапливают опыт решения четко и конкретно
сформулированных задач. Не секрет, что в
реальности ситуация принципиально иная: жизненные и
профессиональные задачи неизвестны заранее, никто не формулирует их в
стандартной форме учебных задач. Более того, чаще всего эти задачи
«замаскированы» множеством сопутствующих событий и фактов. Начиная со
школьной скамьи, важно использовать такие технологии, которые помогали бы
ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать
интересы других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их
деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод анализа конкретных
ситуаций (кейс-метод/ Case study). Решение кейса
позволяет развивать навыки критического мышления, а также актуализирует
определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении
заявленной проблемы. Кейс-метод
появился в Соединенных Штатах в начале XX века и стал широко известным, прежде
всего, благодаря Гарвардской школе бизнеса и Школе Государственных служащих
Гарвардского Университета. В основе
метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование: использованию
этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование
готовых материалов с описанием реальной ситуации. Это может быть констатация
каких- либо событий, описание какого-то конфликта или проблемы,
эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия – моделируется
соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях. Ключевые
вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты
действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы
можете решить эту проблему?» Эти вопросы
способствуют выработке у учащегося способности по-новому смотреть на мир: на
конкретную работу, организацию, собственную деятельность и взгляды. Оно
ориентировано на будущее, направлено на переоценку своей деятельности,
выработку новых подходов: «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит
проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и
к чему может привести, если...?» При
технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит
«погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание
ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся
определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию
поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен
провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и
выработать планы на будущее. Кейс
представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает
какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь
однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига,
позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко
очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса.
Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица»,
ответственного за принятие решения. Метод
представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии,
т.е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические
процедуры. Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая
интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры
индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных
личностных качеств обучаемых. В
методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в
которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят
моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент,
методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои
роли. Технология КЕЙС-СТАДИ. Скачать
|